25 марта 2021 года в гимназии для учащихся VIII-XI классов традиционно прошёл единый день информирования под общим девизом «ШАГ» - Школа Активного Гражданина. В четвёртый четверг марта ребята совершили седьмой шаг из девяти на пути к формированию компетенций активного гражданства. Тема мартовской встречи, приуроченной ко Дню единения народов Беларуси и России, – «Беларусь и Россия: история становления и развития союзного государства».
Перед началом встречи для участников звучала песня «Две сестры», исполненная на Славянском базаре в Витебске представителями Беларуси и России Русланом Алехно и Алексеем Гоманом, поэтому мероприятие открылось обсуждением поэтического текста Элеоноры Мельник. Ребята получили возможность высказать свои мысли и познания о совместной истории союзных государств.
В целях визуализации предлагаемой девятиклассникам информации в рамках мероприятия была использована мультимедийная презентация, подготовленная учащимся 9 «А» класса Стаселовичем Артёмом на основе материалов, предложенных Национальным институтом образования, с учётом особенностей освещения информационных блоков «Единение народов Беларуси и России: события, факты», «Будущее Союзного государства – в руках молодёжи и для молодёжи».
При обсуждении первого блока Куницкая Чеслава Чеславовна, учитель истории и обществоведения, рассказала об особенностях интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств. Пояснила, что день подписания Договора о Сообществе Беларуси и России вошёл в нашу историю как День единения наших народов. Чеслава Чеславовна подробно рассказала о целях Союзного государства, а также об органах, регулирующих его деятельность. Педагог назвала основные проекты, которым уделяется внимание внутри Союзного государства, и их цели. Рассказала о сотрудничестве в культурной сфере: фестивале «Славянский базар», конкурсе литераторов «Мост дружбы», журнале «Союзное государство» и др.
Ведущие Садоха Сергей и Стаселович Артём познакомили учащихся с содержанием второго информационного блока. Ребята очень подробно остановились на мероприятиях, финансируемых из союзного бюджета: Международной олимпиаде школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; туристском слёте учащихся Союзного государства; слёте юных экологов Беларуси и России «Экология без границ»; гастролях Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра; мастер-классах для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси «Союзное государство – молодым талантам ХХІ века»; фестивалях Союзного государства «Творчество юных» (в г. Анапа), «Молодежь за Союзное государство»; спартакиаде Союзного государства для детей и юношества; организации лечения и оздоровления детей Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС; велопробеге Союзного государства «Молодежь России и Беларуси – дорога в будущее Союзного государства»; конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты ХХІ века».
В рамках второго информационного блока ведущие рассказали сверстникам об историческом проекте «Цифровая звезда», инициированном Молодёжной палатой при Парламентском Собрании Беларуси и России в 2020 году. Пояснили, что проект реализуется и на сегодняшний день, и поучаствовать в нём могут все желающие.
После завершения знакомства с информационными блоками Артём и Сергей призвали участников обобщить полученные сведения, поучаствовав в викторине на знание совместной истории народов Беларуси и России.
Следующим этапом встречи стал просмотр отобранных с учётом интересов учащихся короткометражных видеосюжетов из цикла, созданного агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании в рамках проекта «Мы сделали это вместе». Из выпусков ребята узнали о том, как менялась наша страна за годы независимости, чего достигли белорусы совместными усилиями.
Далее гимназисты смогли задать ведущим и гостю ШАГа интересующие их вопросы, комментировали разные ситуации. В фокусе обсуждения были: уважение традиций народов, мирное и демократическое развитие, молодёжные программы Союзного государства, межрегиональное молодёжное сотрудничество. В результате участники сделали вывод о том, что, чем больше молодёжь двух государств будет взаимодействовать, работать в неформальной обстановке, участвовать в интересных и познавательных мероприятиях, посвящённых союзным отношениям, тем теснее и продуктивнее будут эти отношения. Потому что именно дети и подростки способны доказать взрослым, что государственные границы не более чем условность.