Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Педагог. Знакомство с профессией

Дата: 17 ноября 2016 в 14:46, Обновлено 17 ноября 2016 в 14:50
Автор: Admin A. A.

Педагог. Знакомство с профессией

         Педагогическая профессия – одна из самых известных в настоящее время и определяющих другие профессии, т.к. все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной, целенаправленной деятельности педагога.

          Значимость  роли  учителя  в  прогрессивном  развитии  общества определил  русский  педагог  К.Д. Ушинский:  «Воспитатель,  стоящий  в уровень  с  современным  ходом  воспитания,  чувствует  себя  живым, деятельным  членом  великого  организма,  борющегося  с  невежеством  и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого  в  прошедшей  истории  людей,  и  поколением  новым,  хранителем святых  заветов  людей,  боровшихся  за  истину  и  благо.  Он  чувствует  себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра  и  сознает,  скромное  по  наружности,  –  одно  из  величайших  дел  в истории,  что  на  этом  зиждутся  царства  и  им живут  целые  поколения». По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не  только  воспитатель,  педагог  –  это  друг  человека,  который  помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры. Вместе с тем, работа  учителя  на  виду  у  всех,  она  лишена  ореола  таинственности, особенности,  исключительности.  Поэтому,  как  и  всякая  другая  массовая профессия,  учительская  деятельность  не  является  престижной.  Однако каждый  человек  из  множества  учителей  на  всю  жизнь  запоминает  одного-двух  –  тех,  кто  сыграл  особую  роль  в  его  судьбе,  кто  поразил  его воображение,  поддержал  в  трудную  минуту,  помог  открыть  жизненное призвание.  Таких  учителей  единицы,  и  этим  педагогическая  профессия уникальна.

         Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что нет строго определенных  биологических  предпосылок  этой  профессии. В  то же  время было бы неверно полностью игнорировать индивидуальные особенности, от которых  зависят  выбор  профессии,  закрепление  в  ней  определенных стереотипов, формирование индивидуального стиля деятельности.

         Учителем нельзя работать в следующих случаях (по Н.М. Борытко):

–  при  слабом  здоровье  и  пониженном  иммунитете  –  находясь  в постоянном  контакте  с  большим  количеством  людей  (детей,  их  родителей, коллег-педагогов),  человек  постоянно  подвергается  риску  инфекционного заболевания;

–  при  плохой  дикции  и  слабом  голосовом  аппарате  –  именно  голос называют  «основным  педагогическим  инструментом»,  нет  никаких перспектив педагогической деятельности при серьезных дефектах дикции;

–  при  неспособности  устанавливать  контакт  с  людьми  –  тот,  кто  с трудом  общается  с  другими  людьми,  кто  чувствует  себя  комфортно  только при работе с бумагой, компьютером, цифрами, все свои силы будет тратить не  на  профессиональную  деятельность,  а  на  преодоление  своего дискомфорта;

– если люди, младшие или старшие, вызывают стойкую неприязнь или постоянно раздражают, – в этом случае педагогическая деятельность может привести к нервным  срывам, депрессии, болезни; учителю необходимо всю жизнь учить и учиться, поскольку это и есть сущность его профессии. 

         Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется  как  профессиональная  готовность  к  педагогической деятельности.  В  ее  составе  правомерно  выделить,  с  одной  стороны, психологическую,  психофизиологическую  и  физическую  готовность,  а  с другой  –  научно-теоретическую  и  практическую  подготовку  как  основу профессионализма.

         Профессиональные  требования  к  учителю  можно объединить  в  три  основных комплекса,  взаимосвязанных  и  дополняющих  друг  друга: 

  • общегражданские качества; 
  • качества,  определяющие  специфику  педагогической  профессии;
  • специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). 

         Педагог   – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая  миссия  сотворения  личности,  утверждения  человека  в  человеке. В этой  связи цель педагогического образования может быть представлена  как  непрерывное  общее  и  профессиональное  развитие  педагога  нового  типа, которого характеризуют: 

– высокая гражданская ответственность и социальная активность;

– любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

– высокий  профессионализм,  инновационный  стиль  научно-педагогического  мышления,  готовность  к  созданию  новых  ценностей  и

принятию творческих решений; 

– потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

– физическое  и  психическое  здоровье,  профессиональная  работоспособность.

         Социальная значимость труда педагога обусловлена тем, что он  живет  в  обществе,  вместе  с  ним  переживает  все  те  же эволюционные  и  революционные  перемены,  которые  происходят  в  этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного ремесленника до государственного служащего. 

         За  педагогической  профессией  исторически  закрепились  две социальные  функции  –  адаптивная  и  гуманистическая  («человекообразующая»). Адаптивная функция  связана  с приспособлением  учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социальной ситуации, а  гуманистическая  –  с  развитием  его  личности,  творческой индивидуальности.  С  одной  стороны,  учитель  подготавливает  своих воспитанников  к  нуждам  данного  момента,  к  конкретным  запросам общества.  Но  с  другой  стороны,  он,  объективно  оставаясь  хранителем  и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор, т. е. учитель  работает  на  будущее.  В  труде  учителя  всегда  содержится гуманистическое,  общественное  начало,  которое  выражается  в  постоянном общении  с  детьми,  поэтому  ведущей  стороной  деятельности  учителя является  умение  правильно  направлять  процесс  развития  подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый мог полноценно развивать свои наклонности и интересы. 

         По  классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию  из  ряда  других  выделяют, прежде  всего,  по  образу  мыслей  ее представителей,  повышенному  чувству  долга  и  ответственности.  Как  уже отмечалось, главное отличие педагогической профессии от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих,  так  и  к  классу  управляющих  профессий  одновременно. Имея  в  качестве  цели  своей  деятельности  становление  и  преобразование личности,  педагог  призван  управлять  процессом  ее  интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. 

          Педагогические  специальности  объединены  в  отдельную профессиональную  группу.  Основанием  дифференциации  педагогических специальностей  является  специфика  объекта  и  целей  деятельности специалистов  данной  группы.  Обобщенным  объектом  профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и  объекта  его  деятельности  складываются  как  субъектно-субъектные.  Поэтому  основанием  дифференциации специальностей  данной  группы  являются  различные  предметные  области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

         Второе  основание  для  дифференциации  специальностей  –  это возрастные  периоды  развития  личности,  отличающиеся,  в  том  числе, выраженной  спецификой  взаимодействия  педагога  с  развивающейся личностью  (дошкольный,  младший  школьный,  подростковый  возраст, юность, зрелость и старость).

         Следующим  основанием  для  дифференциации  специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с  психофизическими  и  социальными  факторами  (нарушение  слуха,  зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). 

         Гуманизация  общества  обусловила  широкое  применение педагогических  методов  практически  во  всех  сферах  человеческой жизнедеятельности,  педагогическим  содержанием  наполняется  все  большее количество профессий. Любого профессионала сегодня оценивают не только по  тому,    что  он  знает,  но  и  по  тому,  какие  роли  выбирает,  как  может  выстроить  свои  отношения  с  коллегами,  руководством,  клиентами, подчиненными.  Это  приводит  к  разработке  педагогического  аспекта различных профессий: юриста, экономиста, менеджера, инженера. 

         Среди новых направлений педагогической деятельности выделились, в частности, следующие:

1) последипломное образование;

2) внутрифирменная подготовка рабочих;

3) дополнительное профессиональное образование;

4) непрерывное профессиональное и многоуровневое образование;

5)  образовательный менеджмент и маркетинг;

6) профессиональное обучение безработных и незанятого населения;

7)  взаимодействие  профессионального  образования  с  рынком  труда  и

социальными партнерами;

8) профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания;

9) профессиональный консалтинг и консультационные услуги. 

         Одной  из  важнейших  причин  широкого  распространения педагогической  деятельности  на  другие  сферы  жизни  общества  является гуманизация общественного сознания, потребность в непрерывном обучении,  воспитании  и  развитии,  обеспечивающих  успех  не  только  в  повседневном взаимодействии, но и в профессиональной деятельности каждого человека.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.