2019-2022 годы - экспериментальный проект Министерства образования РБ «Апробация модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде».
Научный руководитель эксперимента: Тарантей Лариса Михайловна, профессор кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Основная идея экспериментального проекта
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну, заключается в том, что взаимодействие института развития образования, учреждения образования и самого педагога позволит реализовать организационно-методические условия и апробировать научно-методическое обеспечение процесса развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования.
Цель эксперимента – апробировать модель развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог»
Актуальность проекта
Информационное общество предъявляет высокие требования к личности в аспектах мобильности, адекватности реакций на ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития. В условиях глобализации происходит ослабление связей индивида с национальной общностью. С одной стороны сложившаяся ситуация стимулирует процесс социальной трансформации, с другой – изменяет механизмы идентификации личности в современных условиях социализации.
В последние годы все чаще предметом социально-гуманитарного анализа становится идентичность и идентификационные механизмы, под которыми принято понимать отождествление индивидом себя с определенной номинальной или реальной группой или общностью.
На этапе становления и развития личности идентичность имеет особое значение, поскольку формирует чувство защищенности, обеспечивает преемственность в аспекте культурно-исторической памяти, сохранения традиций, осознания ценностных ориентиров развития и общности с определенной социальной группой. Это актуализирует дополнительную плоскость исследования идентичности – педагогическую, поскольку возникает необходимость в управлении педагогами процессом формирования идентичности детей, подростков, молодежи.
Ожидаемые результаты
Педагогической основой для формирования национальной идентичности обучающихся являются управляемые социокультурные условия, в которых происходит развитие личности. Особая роль здесь принадлежит педагогам, поскольку ребенок изначально не обладает системой оценки самого себя, не до конца способен к самоидентификационным процессам. При взаимодействии со значимыми взрослыми сначала происходит усвоение предлагаемых идентификационных критериев для самоидентификации, а затем осуществляется выработка собственных критериев и представлений. Именно в процессе образования возможно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса усвоения ребенком значимых для нации антропообразцов и антропообразов. Значимость личности педагога как референтного взрослого требует сформированности у него когнитивной, эмоционально-ценностной и деятельностной составляющих национальной идентичности.
Представленность в структуре личности педагога всех составляющих национальной идентичности еще не гарантирует его готовности управлять идентификационными процессами учащихся. Важна соотнесенность этих составляющих в профессиональной деятельности, ориентация педагога на определенный тип взаимодействия с учащимися в образовательном процессе. Для решения задач образования важна развитость деятельностного компонента в структуре готовности педагогов к формированию национальной идентичности обучающихся.
После окончания студентом педагогического вуза проблема готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся переходит в разряд самостоятельного профессионального образования, реализуется в работе педагога через использование в образовательном процессе разнообразных воспитательных технологий, что не всегда подкреплено системой выраженных профессиональных и личностных качеств в структуре личности самого педагога. Вместе с тем педагог должен оперативно реагировать на меняющуюся социокультурную ситуацию.
Развитие готовности педагога к формированию национальной идентичности учащихся должно стать одной из ключевых задач повышения квалификации и профессионального саморазвития.
Методическая поддержка Гродненского областного института развития образования