Консультант
Тарантей Лариса Михайловна, профессор кафедры психолого-педагогического сопровождения образования государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Основная идея инновационного проекта
Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну, заключается в том, что взаимодействие института развития образования, учреждения образования и самого педагога позволит реализовать организационно-методические условия и внедрить научно-методическое обеспечение процесса развития компетентности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования.
Цель
Развитие компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.
Задачи
1. Реализовать организационно-методические условия развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся
2. Создать условия для мотивации к непрерывному обучению, формированию профессиональных компетенций, профессиональной и творческой самореализации и повышения квалификации педагогов
3. Определить критериальный аппарат для осуществления оценки компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.
4. Оценить эффективность модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся на основе выделенных критериев.
Актуальность проекта
Информационное общество предъявляет высокие требования к личности в аспектах мобильности, адекватности реакций на ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития. В условиях глобализации происходит ослабление связей индивида с национальной общностью. С одной стороны сложившаяся ситуация стимулирует процесс социальной трансформации, с другой – изменяет механизмы идентификации личности в современных условиях социализации.
В последние годы все чаще предметом социально-гуманитарного анализа становится идентичность и идентификационные механизмы, под которыми принято понимать отождествление индивидом себя с определенной номинальной или реальной группой или общностью.
На этапе становления и развития личности идентичность имеет особое значение, поскольку формирует чувство защищенности, обеспечивает преемственность в аспекте культурно-исторической памяти, сохранения традиций, осознания ценностных ориентиров развития и общности с определенной социальной группой. Это актуализирует дополнительную плоскость исследования идентичности – педагогическую, поскольку возникает необходимость в управлении педагогами процессом формирования идентичности детей, подростков, молодежи.
Ожидаемый результат
Управление процессом развития компетентности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся осуществляется посредством разработки и реализации индивидуальных самообразовательных траекторий с учетом индивидуально-типологических особенностей педагогов;
повышение квалификации педагогических работников, что выражается в практическом освоении новых технологий и форм организации социального проектирования, исследовательской деятельности учащихся;
усилена региональная составляющая непрерывного педагогического образования, межкультурная направленность повышения квалификации, самообразовательной и практической профессиональной педагогической деятельности.